СТРАНА УЛЫБКИ И СМЕХА

 

ТЕМА: МИХАИЛ ПЛЯЦКОВСКИЙ «КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА». БОРИС ЗАХОДЕР «ПЕСЕНКИ ВИННИ-ПУХА»

Цель: развивать речевое дыхание, умение отчетливо произносить звуки и слова; совершенствовать умение читать вслух, молча, по це­почке; формировать представления о различных эмоциональных состо­яниях человека; совершенствовать умение эмоционально реагировать на прочитанное; содействовать развитию речи, внимания и наблюда­тельности, формированию умений коллективной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент

Посмотрите, посмотрите — чудеса: За окошком начинается весна! На дворе прелестная погода,

И учиться нам осталось Меньше, чем полгода. Чтобы год окончить на «отлично», Нужно вместе поработать нам прилично.

II. Проверка домашнего задания

III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка

1.           Дыхательная разминка. Упражнение «Устал»

2.     Артикуляционная разминка. Упражнение «Шарики»

— Представьте, что языком катаете во рту крошечный ша­рик, упирая его в щеки и губы. Таким образом, помассируйте мышцы рта изнутри.

3. Речевая разминка.

— Прочитайте слова согласно стрелкам. Читайте четко и ясно.

тушь

печь

конь

 

тишь

дочь

рань

 

тюль

речь

даль

 

моль

течь

боль

 

гусь

рысь

путь

пить

IV. Вступительное слово учителя

Наверное, нет такого человека, который не любил бы смеяться. Недаром в народе говорят, что доступный юмор нужен, как пища, как сон. Он сопутствует хорошему настроению, при­дает силу и даже улучшает здоровье.

В одном журнале был описан такой случай. Тяжелобольного человека выписывали из клиники умирать. Проходя мимо его палаты, врачи сказали (не придав этому значения), что больно­му поможет только смех. Вольной услышал это и принял репли­ку врачей всерьез. Он поселился в отеле (дело было в Америке), накупил юмористических книг и кассет. Целый день читал, смо­трел фильмы и от души смеялся. Через месяц показался врачам, они опешили, увидев пациента. Вот так с помощью смеха была побеждена болезнь.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по новой стра­не вместе с веселым, находчивым и умным Добродеем. (Учитель показывает иллюстрацию с изображением Добродея.)

  В какую страну мы сегодня отправляемся? Почему она так называется?

 

- Живут ли здесь грустные люди? Почему?

V. Работа по таблице «Цветопись настроения»

(На таблице вертикально расположены полоски бумаги, Каждый цвет соответствует определенному эмоциональному со­стоянию человека.)

Разные причины способны влиять па настроение челове­ка. Так, неприятное известие, усталость, плохое самочувствие, потеря чего-нибудь, ссора с другом, неудача вызывают плохое настроение. Каким цветом его можно изобразить?

   Синий — грусть, неуверенность.  Фиолетовый — тревога, напряженность.  Темно-коричневый — подавленность.

        Похвала, подарок, удача, приятная новость, добрая улыбка и многое другое способны вызвать радость, хорошее настроение. Какой у него цвет?

·       Красный — восторг, радость.  Оранжевый — приятное возбуждение.  Желтый — светлое настроение, легкость.

        Вы убедились, что различное эмоциональное состояние человека можно отразить с помощью гаммы цветов. Ученые счи­тают, что даже природа и природные явления оказывают влияние на настроение человека.

VI. Работа с текстом сказки «Город цветов»

1.          Чтение сказки учителем. Город цветов

В далекие давние времена в одном царстве-государстве был построен город. И было в городе все так, как в обычном городе, но и не совсем так: это был серый город, серые дома и улицы, люди носили одинаковую серую одежду; в городе не было цве­тов, а люди никогда не улыбались друг другу. Дети в этом горо­де никогда не плакали и не смеялись.

Но однажды в центре города появилась девушка с корзиной ярких цветов.

        Купите цветы! — говорила она людям.

Но те недоуменно пожимали плечами и спрашивали:

        А зачем? Разве из них можно сварить суп или приготовить жаркое? Они бесполезны. — И проходили мимо.

У девушки из глаз стали капать слезы, она была огорчена тем, что люди этого города не видят красоту. Но вдруг кто-то подошел к ней и сказал:

        Не плачь, разве красоту можно продавать? Подари мне цветок!

И девушка, обрадовавшись, протянула юноше, который подо­шел к ней, самый красивый цветок — розу. И вместе они пошли по серому городу, оставляя на каждом открытом окне по цветку. А утром, когда жители проснулись и увидели на своих подокон­никах цветы, они вдруг стали добрее, а потом заулыбались. Город ожил.

Вечером все площади были заполнены веселыми и улыба­ющимися друг другу людьми, слышались смех детей и музыка.

Вот так красота победила серость и уныние, а город с тех нор стали называть Городом цветов.

2.         Обсуждение.

- Почему изменились жители города? Можно ли дать городу другое название, например, Город улыбки и смеха?

Что такое смех? Помогает ли смех в жизни?

VII.      Релаксация

        Давайте повернемся друг к другу лицом, возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза и скажем добрые слова: ты добрый, ты красивый, ты умный, ты внимательный и т. д.

VIII.    Работа с текстом стихотворения М. Пляцковского «Какие бывают слова»

1.           Чтение стихотворения учителем (с. 77).

2.     Лексическая работа.

Машинка — механический прибор для печатания текста.

3.         Проверка эмоционального восприятия произведения.  Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?

4.         Анализ произведения.                 Что перепутал поэт? Зачем он это сделал?

5.         Чтение произведении учащимися.

а)         чтение молча (про себя):

        Прочитайте стихотворение и поставьте слова на свои места. Очень важно, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Перемена одного слова меняет смысл произведения.

б)         чтение «цепочкой»;

в)         выразительное чтение.

        Определите, где нужно поставить паузы, как прочитать предложения с восклицательным и вопросительным знаком.

Физкультминутка

IX.       Работа в группах.    Прочитайте, найдите ошибки.

Задание для 1 группы

1. Волк живёт в своей поре,

 И жучки живут в коре. (Верно.)

 2. Спят ночами утки  в конуре иль будке. (Не утки, а собаки.)

  3. Весною из берлоги   выходят носороги. (Не носороги, а медведи.)

 4. Для того, кто нездоров, вызывают докторов. (Верно.)

Задание для 2 группы

Воют волками метели

В зимнем месяце апреле. (Апрель весенний месяц.)

2. Сливки, масло и творог

Даёт детишкам носорог. (Не носорог, а корова.)

3. Хорошо в футбол играем,

Шайбы часто забиваем. (Не шайбы, а мячи.)

4. Чтоб нести продукты с рынка,

Есть плетёная корзинка.     (Верно.)

Задание для 3 группы

1. Остры и красны иголки у сосны. (Зеленые, а не красные.)

 2. Летом лист берёзовый абсолютно розовый. (Не розовый, а зеленый.)

 3. Помидор большой и спелый                       

  Цвет имеет ярко-белый. (Не ярко-белый, а ярко-красный.)

4. На дрожащей осине каждый листик ярко-синий. (Зеленый летом и желтый осенью.)

Задание для 4 группы

1.     Ежедневно в пять утра в школу вам идти пора. (Не в пять, а в восемь.)

 2. Завидуют тигрицы пышной гриве львицы. (У львиц нет гривы.)

3. Если тонет кто-то вдруг,

Брось ему точильный круг- (Не точильный, а спасательный.)

4. Новый год когда встречают,

Люди пальму наряжают. (Не пальму, а елку.)

5. За двойку в тетради каждый отец сыну обязан сказать: «Молодец!» (Не за двойки, я за десятки.)

X.  Проверка выполненных заданий

XI.  Слово учителя

Когда вам станет грустно, откройте книгу Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», которую перевел Борис Заходер (по­казывает книгу). Вместе с главным героем Критофером Робином вы будете оживлять игрушки и попадать и забавные истории.

Особенно вам поправится Винни-Пух — воплощение хороше­го настроения. И хотя голова его набита опилками, из-за чего ему приходится подолгу думать, он невероятно изобретателен. То он изображает тучку на синем небе, пытаясь обмануть пчел и полакомиться медом, то решает вырыть очень глубокую яму, чтобы поймать Слонопотама.

Немножко обжора, немножко поэт, Винни-Пух всегда жиз­нерадостен и на каждый случай он сочиняет песенку, которую громко распевает. Неунывающий Пух всегда готов прийти на помощь друзьям и одарить их своим хорошим настроением. Па-верно, за это Кристофер Робин любит «глупенького мишку больше всех остальных игрушек.

XII. Работа с текстом стихотворений  Б. Заходера «Песенки Винни-Пуха»

1.      Чтение песенок учителем.

2.  Проверка эмоционального восприятия произведения.

Какое настроение вызвали у вас эти стихи? Почему?

3.  Анализ произведения, выборочное чтение.

- Кто такой Винни-Пух? Правится ли он вам? Почему? Что находится в голове медвежонка? - Чем любит заниматься Винни? Кто является другом медвежонка? - Вспомните из мультфильма, куда и зачем шли Винни-Пух с Пятачком, когда пелась вторая песенка? - Что произошло с друзьями? Расскажите. Какие еще веселые истории про Винни-Пуха вы знаете?

4.         Чтение произведений учащимися:

а)         самостоятельное чтение (учащиеся учатся читать стихотворение выразительно: определяют, где нужно поставить паузы, как прочитать предложения с восклицательным и вопроси­тельным знаком);

б)         выразительное чтение:

        Прочитайте стихотворение, передавая настроение медве­жонка.

5.         Творческая работа.

        Прочитайте начало сказки о Винни-Пухе. Придумайте продолжение.

(Учитель может прочитать продолжение сказки в журнале «Винни п его друзья . 2006. № 9.)

XIII.    Подведение итогов урока

- С произведениями какого писателя мы познакомились на уроке?

- Чем вам правятся произведения Б. Заходера?

Каждая книга почта может рассказать много нового и само­му маленькому слушателю, и самому пожилому из его читателей.

Когда у Бориса Заходера спросили, какую награду он по­лучил за многолетний труд, он улыбнулся и прочитал письмо читателя. То, которое много лет назад написала ему маленькая девочка: «Я очень люблю Ваши стихи, потому что всегда улы­баюсь, когда их читаю. Пишите побольше стихов — тогда дети будут всегда веселыми!»

Читайте произведения Б. Заходера и наслаждайтесь непо­вторимостью его произведений!

XIV.     Рефлексия

        С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Посмотрите на «Цветопись настроения», какой цвет соот­ветствует вашему настроению?

— Старайтесь почаще смеяться и улыбаться. От этого наша жизнь станет лучше, интереснее.

XV. Домашнее задание   Выразительное чтение стихотворения М. Пляцковского «Ка­кие бывают слова»

 

 

 

Задание для 1 группы

   1. Волк живёт в своей поре,   и жучки живут в коре.

  2. Спят ночами утки  в конуре иль будке.

  3. Весною из берлоги   выходят носороги.

  4. Для того, кто нездоров, вызывают докторов.

 

 

Задание для 2 группы

1.    Воют волками метели

    В зимнем месяце апреле.

2. Сливки, масло и творог

    Даёт детишкам носорог.

3. Хорошо в футбол играем,

    Шайбы часто забиваем.

4. Чтоб нести продукты с рынка,

    Есть плетёная корзинка.    

 

 

Задание для 3 группы

  1. Остры и красны иголки у сосны.

  2. Летом лист берёзовый абсолютно розовый.

  3. Помидор большой и спелый  цвет имеет ярко-белый.

  4. На дрожащей осине каждый листик ярко-синий.

 

 

Задание для 4 группы

 1.  Ежедневно в пять утра в школу вам идти пора.

 2. Завидуют тигрицы пышной гриве львицы.  

 3. Если тонет кто-то вдруг, брось ему точильный круг.

4. Новый год когда встречают, люди пальму наряжают.

4.  За двойку в тетради каждый отец сыну обязан сказать: «Молодец!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ «ПУТАНИЦА»

Цель: совершенствовать умение читать вслух, молча, по ролям, формировать представления о жизни и творчестве К. Чуковского; раз­вивать умение читать выразительно; содействовать развитию речи, формированию умений коллективной творческой деятельности; созда­вать условия для активной познавательной деятельности детей.

Ход урока

I.          Организационный момент

        Сегодня мы продолжим путешествие в волшебный мир книг.

Книга — учитель,

книга — наставница,

 Книга — близкий товарищ и друг,

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

II. Проверка домашнего задания

III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка

1. Дыхательная разминка. Упражнение «Маска отдыха»

        «Наденьте на себя «маску отдыха . Сделайте вдох, задержите его на мгновение и выдохните со звуком: «П-ф-ф-ф... Не тратьте на выдох весь запас воздуха, не выдувайте его через си­лу. Как только почувствуете, что для продолжения выдоха нужно прилагать усилия, прекращайте его.

2. Артикуляционная разминка. Упражнение «Хоботок»

- Вытяните губы вперед. Это ваш воображаемый «хоботок». Представьте, что вы взяли хоботком воображаемую горошину.

3. Речевая разминка.

        В начале или в конце слова добавьте букву так, чтобы получилось новое слово.

роза (г) — гроза        пар (к) — ...

вол (к) — ...   утка (ш) — ...

осы (к) — ...   кран (э) — ...

корь (я) — ... стол (б) — ...

IV. Вступительное слово учителя

        В одном из тихих уголков Подмосковья, в поселке Передел­кино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети по­селка, но и маленькие жители Москвы и всей необъятной страны. Рано утром, как только вставало солнце, этот седой человек уже работал в своем саду. Зимой — расчищая дорожки от снега, весной и летом — копаясь в огороде или цветнике перед домом. В шесть часов он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным столом и что-то писал. Проработав несколько ча­сов, он отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда он даже пускался вперегонки с малышами, которых встречал во вре­мя прогулки. Этим маленьким его друзьям он казался настоящим добрым волшебником. Вот почему с давних пор дети с нежностью называли своего любимого великана ласковым именем «Чукоша».

        Вы догадались, о каком детском писателе идет речь? Пра­вильно, о Корнее Ивановиче Чуковском. Но это литературный псевдоним. А кто сможет назвать настоящие фамилию, имя и от­чество писателя? (Николай Васильевич Корнейчуков.) (Учитель показывает портрет.)

        Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал совершенно случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Из Хельсинки вез Корней Иванович его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь раз­влечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Начав, он и сам не знал, что будет дальше. Да и не так уж это было важно. Важно было не останавливаться, не запнуться ни на секунду, а быстро говорить строку к строке под четкий стук вагонных колес:

Жил да был крокодил, Он по улицам ходил, Папиросы курил, По-турецки говорил, — Крокодил, Крокодил, Крокодилович!

Ему самому все это казалось, вероятно, чистейшей ерундой, но мальчик неожиданно затих и стал слушать. А потом спокой­но заснул. Но наутро, едва проснувшись, он тотчас потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее слово в слово.

Многие веселые, добрые произведения К. Чуковского похожи на игру. Они понятны самым маленьким: «Крокодил», «Мойдо-дыр», «Телефон», «Тараканище». (Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг.)

        Писатель рассказывал, что, сочиняя сказки, сам смеялся, пел и прыгал от радости, как ребенок. Давайте убедимся, что произведения К. Чуковского веселые, неповторимые и интересные.

V. Работа с текстом стихотворения К. Чуковского «Путаница»

1. Чтение стихотворения учителем (с. 82).

2. Проверка эмоционального восприятия произведения.

        Какое настроение вызвала эта сказка у вас? Почему?

        Запомните, такие произведения называются «перевертыши». Они пришли в детскую литературу из Англии.

3.         Анализ произведения, выборочное чтение.

- Что напутал автор? Какие звери и птицы были непослушными? Чего они захотели? Прочитайте.

- Кто оказался в сказке паинькой? Что он предлагал зве­рюшкам? Прочитайте. Что же произошло от непослушания?

- Прочитайте, как звери тушили пожар. Как вели себя звери, когда пожар был потушен? Прочи­тайте третью часть.

4.         Чтение произведения учащимися:

а)         чтение цепочкой ;

б)         хоровое чтение:

в) выразительное чтение по ролям.

        Постарайтесь мимикой, интонацией, звукоподражанием изобразить всех действующих лиц.

Физкультминутка

Солнцу, утру каждый рад.                  Зайка прыгает— прыг-скок!

Звери встали дружно в ряд:                            Белка смотрит в потолок.

Поработали ушами,                             Петушок идет присядку.

На зарядку побежали.                          Вот и кончилась зарядка.
Прыгни выше! Раз, два, три!              А теперь не стой, беги!

VI. Работа в группах

Задание для 1 группы

        Допишите названия произведений К. И. Чуковского: «Та­ра...», «Теле...», «Ай...», «Пута...», «Барма...», «Краденое ...», «Чудо-...», «Федорино ...», «Муха-...».

Ответы: «Тараканище», «Телефон», «Айболит», «Путани­ца», «Бармалей», «Краденое солнце», «Чудо-дерево», «Федорино горе», «Муха-цокотуха»

Задание для 2 группы

(Каждый ученик в группе получает конверт с разрезанной иллюстрацией к произведению К. И. Чуковского.)

        Соберите картинку и назовите произведение.

Задание для 3 группы

        Ответьте па вопросы.

Как-то раз ехали медведи на велосипеде, за ними львы, волки, зайчики, раки и комарики. Кто ещё? (Кот.)

Сражались паук и комар. Кто победил? (Комар.)

Доброму доктору помогли до Африки добраться волки и ор­лы. Кто ещё помог ему? (Кит.)

Какое отчество у Федоры? (Егоровна.)

Кто проглотил Бармалея? (Крокодил.)

Свинки замяукали, кошечки захрюкали. Что сделали уточ­ки? (Заквакали.)

Задание для 4 группы

        Внимательно рассмотрите рисунок. Что перепутал художник? (Прил. 4.)

VII.      Проверка выполненных заданий

VIII.    Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какое задание нам понравилось больше всего?

- Какие трудности вы испытали?

- С каким настроением заканчиваете урок?

Сегодня мы прочитали и вспомнили лишь небольшую часть книг писателя. Корней Иванович прожил достаточно дол­гую жизнь (77 лет) и создал много прекрасных произведений, которые читали ваши родители, дедушки и бабушки. Читайте эти книги и наслаждайтесь прелестью и неповторимостью про­изведений Чуковского!

IX.       Домашнее задание     Выразительное чтение стихотворения К. Чуковского «Путаница».

 

Задание для 1 группы

      Допишите названия произведений К. И. Чуковского: «Та­ра...», «Теле...», «Ай...», «Пута...», «Барма...», «Краденое ...», «Чудо-...», «Федорино ...», «Муха-...».

 

 

 

Задание для 2 группы

      Ответьте па вопросы.

Как-то раз ехали медведи на велосипеде, за ними львы, волки, зайчики, раки и комарики. Кто ещё?

Сражались паук и комар. Кто победил?

Доброму доктору помогли до Африки добраться волки и ор­лы. Кто ещё помог ему?

Какое отчество у Федоры?

Кто проглотил Бармалея?

Свинки замяукали, кошечки захрюкали. Что сделали уточ­ки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ТЕМА: СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ «ГДЕ ОЧКИ?». САМУИЛ МАРШАК «ВОТ  КАКОЙ  РАССЕЯННЫЙ»

Цель: развивать речевое дыхание, умение читать правильно и осо­знанно; совершенствовать умение читать вслух, молча, вполголоса, по цепочке; формировать представления о творчестве С. Михалкова; развивать умение читать выразительно; совершенствовать умение на­ходить в тексте рифмующиеся слова и выражения; создавать условия для активной познавательной деятельности; содействовать развитию речи, внимания, наблюдательности, формированию уважительного от­ношения к пожилым людям.

Ход урока

I.         Организационный момент

II.        Проверка домашнего задания

III.      Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка

1.          Дыхательная разминка.

Упражнение «Цветочный магазин». Упражнение «Крепкая опора»

2.         Артикуляционная разминка.

        Произнесите правильно звук |ф| в словах: фарфор, футбол, форточка, фартук, туфли, фуражка, флакон, фильм, форма, флаг.

Упражнение «Назойливый комар»

        Вытяните руки перед грудью ладонями друг к другу. Быстро вдохните через нос, разводя руки в стороны. Медленно выдыхайте со звуком «3-3-3-3», одновременно медленно, чтобы «не спугнуть комара», сводите руки до соприкосновения ладоней.

3.         Речевая разминка.

        Прочитайте скороговорку, отчетливо произнося каждый звук; «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».

        Прочитайте слова: лакал, комок, заказ, казак, летел, та­щат. Прочитайте эти слова еще раз, но справа налево. Что в них удивительного? (Это слова-перевертыши. Они одинаково читаются слева-направо и справа-налево.)

IV. Подготовка к восприятию произведения

Ребята, вы много раз слышали слова «внимание», «внима­тельный». Где вы слышали эти слова? В каких случаях?

Я часто прошу вас: «Будьте внимательными!». Почему я это говорю?

Как вы думаете, какого человека можно назвать внима­тельным?

Быть внимательным — это слушать кого-то, смотреть на него, не разговаривать с другими и не отвлекаться. Это так со­средоточиться на предмете или каком-нибудь деле, чтобы по­сторонний шум тебя не отвлекал.

        Назовите слова, противоположные по значению слову «внимательный ». (Невнимательный, рассеянный.)

Что может произойти с невнимательным человеком?

С невнимательным человеком могут произойти как смеш­ные, так и грустные истории. Если ученик невнимательно слу­шает учителя, значит, он не поймет новую тему и не выполнит задание. Невнимательный пешеход может попасть под машину. Если невнимательно играть с мячом, то можно нечаянно уда­рить другого человека или разбить окно. Рели не обращать вни­мания на других, то можно и не заметить, что им грустно или у них что-то болит.

Невнимательный, вечно думающий о чем-то отвлеченном, ви­тающий в облаках человек, вызывает улыбку и смех. От своей не­собранности он часто попадает в глупые и комические ситуации.

С невнимательным человеком мы сегодня познакомимся на уроке. Эту историю для вас написал замечательный детский поэт Самуил Яковлевич Маршак. Вспомните произведения, с кото­рыми вы уже знакомы. («Про мимозу», «Фома», «Дядя Степа», «Лапуся» и т. д.)

        За долгую литературную жизнь поэт выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых: стихи, басни, сказки, пьесы для театра и кино. (Учитель обращает внимание на выставку книг.)

        Как же получаются стихи для детей, такие радостные, сердечные, смешные? Оказывается, поэт помнит собственное
детство, внимательно наблюдает за жизнью современных ребят.

Но одной наблюдательности мало. Требуется талант — особая, редкая способность чувствовать, находить нужные, самые точные слова, соединять их в звучные, почти музыкальные строчки. Впро­чем, и этого мало. Смех в детских стихотворениях С. Михалкова чаще всего добрый. Это смех любви, а не ненависти, доброты, а не злорадства. Давайте в этом убедимся.

V. Работа с текстом стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»

1.          Лексическая работа.

Гамаши — теплые чулки, закрывающие ногу от верхней части ступни до щиколотки или до колена.

Пожатый — вагоновожатый — водитель трамвайного вагона.

Перрон — пассажирская платформа па вокзале.

Спозаранок — с раннего утра.

Полустанок — небольшая железнодорожная станция.

Платформа — площадка па железнодорожной станции для посадки, погрузки.

2. Чтение стихотворения учителем (с. 89).

3. Проверка эмоционального восприятия произведения.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Когда вы улыбались?

4.         Анализ произведения.

- Как одевался горой стихотворения? Как он ехал на вокзал?

- Почему герой стихотворения никуда не уехал? Жалко ли вам было этого человека?

5.         Чтение стихотворения учащимися:

а)         выборочное чтение:

- Найдите строчки, в которых описывается, как одевался рассеянный человек.

Как себя вел рассеянный на вокзале? Прочитайте. Найдите в тексте, как рассеянный ехал в поезде?

Найдите слова, которые рифмуются.

б)         учитель читает стихотворение вслух, дети про себя; учи­тель останавливается, учащиеся показывают слово, где остановился учитель;

в)         чтение «Ловушка (хорошо читающий ученик читает текст, заменяя некоторые слова, остальные учащиеся называ­ют замену).

6. Словесное рисование.

- Воссоздайте портрет главного героя.

- Какие смешные рисунки можно сделать к этому стихо­творению.

VI.       Работа с текстом стихотворения С. Михалкова «Где очки?»

1.            Чтение стихотворения учителем (с. 87).

2.     Проверка эмоционального восприятия произведения.

- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

- Когда вы улыбались?

3.         Анализ произведения, выборочное чтение.

- Что потеряла тетя Валя? Где старушка искала очки?

- Жалко ли вам было тетю Валю? Почему?

- Попадали ли в подобную ситуацию ваши бабушки и де­душки? Как вы им помогли?

- Чем похож рассеянный человек на старушку из стихотво­рения С. Михалкова «Где очки?»

        Найдите слова, которые рифмуются.
5. Чтение произведения учащимися:

а)         чтение «цепочкой» по одной строке;

б)         выборочное чтение:

- Какие слова использует поэт, чтобы показать, как старуш­ка искала очки?

- Как старушка обнаружила очки?

в)         чтение вполголоса;

г)          выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца.)

VII.      Работа в группах

Задание для I группы

        Найдите «спрятавшиеся» слова.

АВРОМГАЗЕТАСМИТРДОМЫПУК ГПГТРАМВАЙЮБЬТИВОДАЯЧСМ

Задание для 2 группы

        Разделите «склеенные» между собой предложения.

БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ.

Ответ: Была зима. Зимой холодно. Мороз щиплет щёки. По­года хорошая. Светит солнце. Дети радуются тёплым лучам.

Задание для 3 группы

        Разделите «склеенные» между собой слова.

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАЧАСЫОКНО Ответ: шар, корзина, ботинки, бинокль, еда, обезьяна, книга, часы, окно.

Задание для 4 группы

        Вычеркните повторяющиеся слова.

МОРЕЛЕССОЛНЦЕВОДАМОРЕЗЕМЛЯДЕТИСОЛНЦЕРЫБАВОДАЛУЧМОРЕ

VIII.       Проверка выполненных заданий

IX.       Подведение итогов урока

        Память — часть внутреннего мира человека. Каждый пом­нит свои чувства, настроения, своих родных, друзей и то, что к ним нужно быть внимательным, не огорчать их. Можно забыть обиды, но нельзя забывать все хорошее, сделанное другими людь­ми. С. Маршак хотел, чтобы все ребята жили в ладу с добрыми делами. Давайте хором прочитаем отрывок из его стихотворения «Пожелания друзьям   (записано на доске):

Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет, Пусть добрым будет ум у нас, А сердце умным будет.

X.         Домашнее задание

Прочитать стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный» .

 

Задание для I группы

        Найдите «спрятавшиеся» слова.

АВРОМГАЗЕТАСМИТРДОМЫПУК ГПГТРАМВАЙЮБЬТИВОДАЯЧСМ

 

 

 

Задание для 2 группы

        Разделите «склеенные» между собой предложения.

БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ.

 

 

 

Задание для 3 группы

        Разделите «склеенные» между собой слова.

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАЧАСЫОКНО

 

 

 

Задание для 4 группы

        Вычеркните повторяющиеся слова.

МОРЕЛЕССОЛНЦЕВОДАМОРЕЗЕМЛЯДЕТИСОЛНЦЕРЫБАВОДАЛУЧМОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: НИКОЛАЙ НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»

Цель: развивать речевое дыхание, умение читать правильно, отчетли­во произноси звуки; совершенствовать умение читать вслух и молча; фор­мировать представления о творчестве Н.Носова; развивать умение читать выразительно; формировать умение находить в тексте опорные слова для подготовки пересказа; совершенствовать умение краткого коллективною пересказа текста с помощью опорных слов; способствовать развитию ре­чи, внимания, памяти; создавать условия для активной познавательной деятельности; формировать навыки бережного отношения к животным.

Ход урока

I.         Организационный момент

II.        Проверка домашнего задания

III.        Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка

1.         Дыхательная разминка.

Упражнение «Пушинки на ладошках»

2.         Артикуляционная разминка.
Упражнение «Насос»

        Это забавное упражнение можно выполнять вдвоем. Один из участников игры «мяч», другой — «насос». Насос качает мяч: «С-с-с». Мяч медленно и плавно сдувается: «Пш-ш-ш». А теперь можно поменяться ролями.

3.         Речевая разминка.

        Прочитайте слова. Поменяйте части слов местами так, что­ бы получились новые слова. Назовите их:

кира — (раки)           банка — (кабан)

мышка — (камыш)   сосна — (насос)

IV. Вступительное слово учителя

        Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по удивительной Стране улыбок и смеха. В этой стране живет замечательный писатель Николай Николаевич Носов. Если вы пойдете в библиотеку и попытаетесь найти хотя бы один несмешной рассказ Николая Носова, то у вас ничего не получится. Грустных историй у этого писателя просто нет! В его книгах живут неутомимые фантазеры, выдумщики, веселые, добрые, неунывающие герои.

Все произведения Н. Носова выходили в книгах с красочным оформлением. (Учитель обращает внимание на выставку книг.)

Какие произведения Н. Носова вы знаете? Чем интересны эти произведения?

Тот, кто подружится с книгами Н. Носова и его героями, не может не стать добрым, чутким, отзывчивым, жизнерадостным человеком. Писатель научит понимать юмор и веселую шутку, поможет улыбнуться даже тогда, когда не все ладится.

V. Работа с текстом рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

1. Комбинированное чтение «учитель — ученик».

2. Лексическая работа.

Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками (для белья, различных мелких домашних вещей.)

Плюхнулся — грузно, тяжело сел, упал.

Жмурился — сжимал веки, щурил глаза.

Клюшка — кривая, с загнутым концом, палка для игры в хоккей, гольф.

Тресну — ударю.

Бродяга — бездомный, скитающийся человек без опре­деленных занятий.

3.         Проверка эмоционального восприятия произведения.

- Веселый это рассказ или страшный? Когда вы улыбались?

4.         Анализ произведения.

- Почему испугались ребята?

- Что решили сделать ребята, чтобы спугнуть шляпу? Кто оказался под шляпой?

- Как обрадовались ребята, когда узнали, что под шляпой котенок?

- Каких героев вам напоминают Вовка и Вадик? (Шуру и Пе­тю из «Страшного рассказа» И. Чарушина.)

- Происходили ли какие-нибудь веселые истории с вашими домашними питомцами?

5.         Чтение произведения учащимися:

а)         чтение    цепочкой    по одному слову;

б)         выборочное чтение;

в)         чтение молча (про себя). (Учащиеся читают текст, выбирают главные (опориые) слова, необходимые для подготовки
краткого пересказа.)

6. Краткий пересказ текста.

7. Выразительное чтение.

Физкультминутка

VI. Работа в группах

        Свое самое известное произведение — трилогию о Незнай­ке («Незнайка и его друзья» , «Незнайка в Солнечном городе» , «Незнайка на Луне ) Николай Николаевич написал, вспоминая собственное детство.

 

Задание для I группы

        По серии картинок (прил. 5) составьте шуточный рассказ «Урожай зонтиков».

 

Задание для 2 группы

        Однажды Незнайка со сказочными героями отправился на рыбалку. Решите примеры (прил. 6) и ответьте, кто какую
рыбу поймал.

 

 

 

Задание для 3 группы

1

г

У

С

л

Я

 

 

2

3

н

А

й

К

А

 

 

 

3

М

Е

Д

У

н

и

ц

А

4

в

О

Р

ч

У

н

 

 

 

5

Ц

В

Е

т

и

к

 

 

6

в

и

н

т

и

к

 

7

с

т

Е

к

л

я

ш

к

и

н

 

 

8

Т

ю

Б

и

к

 

9

П

И

л

Ю

л

ь

к

и

н

П

У

л

Ь

к

А

 

 

 

 

 

 

        Разгадайте кроссворд.        

По горизонтали:

1.       Музыкант. 2. Коротышка — умник. 3. Врач Зелёного города. 4. Коротышка, всем недо­вольный.

5. Поэт Цветочного города.  6. Механик. 7. Астроном. 8. Художник. 9. Доктор Цветочного го­рода. 10). Охотник.

По вертикали (под цифрой 11 в выделенных клетках): поэ­тесса Зелёного города.

Задание для 4 группы

        Допишите названия произведений Н. Носова: «Мишкина ...», «Огу...»,«Теле...», «Огород...», «.Мет...», «На гор...», «Фантаз...», «Запл...». Ответы: «Мишкина каша», «Огурцы», «Телефон», «Огородники», «Заплатка», «Метро», «На горке», «Фантазеры».

VII.     Проверка выполненных заданий

VIII.    Подведение итогов урока

        Почти 40 лет отдал Николай Николаевич Носов благород­нейшему делу воспитания дорогих наших мальчишек и девчонок.
Это был труд неустанный... Недаром орден Трудового Красного знамени и другие высокие правительственные награды за труд сияли на его груди рядом с боевым орденом Красной Звезды.

Его произведения — о добре, которое должно повсюду торже­ствовать, и о зле, которое везде должно быть побеждено... Во имя этого торжества и во имя этой победы жил на земле Николай Ни­колаевич Носов. Но писатель — это прежде всего его творчество. Умные, веселые, мастерски написанные книги Носова продолжают жить, значит, и жизнь писателя-волшебника продолжается! А тот из вас, кто подружится с книгами этого волшебника, станет Че­ловеком с большой буквы — отважным, жизнерадостным, безза­ветно любящим нашу Родину.

IX. Домашнее задание

Подготовить подробный пересказ рассказа «Живая шляпа».

ТЕМА: ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ «ПАМЯТЬ»

Цель: совершенствовать умение читать вслух и молча, регулируя речевое дыхание и скорость чтения; формировать представлении о жиз­ни и творчестве Э. Успенского; развивать умение читать выразитель­но; совершенствовать умение находить в тексте рифмующиеся слова и выражения, восстанавливать рифмующиеся строки; способствовать развитию речи, внимания, памяти; создавать условия для активной познавательной и творческой деятельности.

Ход урока

I.            Организационный момент

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и  читать.

II.          Проверка домашнего задания

- Чем интересны произведения Н. Носова?

- Что вы посоветуете прочитать своим друзьям?

- Какой забавный случай произошел с ребятами в рассказе «Живая шляпа» ?

III.        Дыхательная и речевая разминка

1.      Дыхательная разминка. Упражнение «Одуванчик»

2.        Речевая разминка.

          Прочитайте слова.   Назовите  признаки,  по  которым  эти слова объединены в данные группы. (По размеру: 1-я группа - маленькие; 2-я -   большие.)

Птичка, стриж, мишутка, мышь, лисичка, листик.                Слон, корова, буйвол, морж, гора, облако, стол.

IV.          Вступительное слово учителя

          В декабре 2007 года замечательному детскому писателю Эдуарду Николаевичу Успенскому исполнилось 70 лет. Впрочем, сам бы он так не написал, а если бы прочитал, то поправил — «не исполнилось, а стукнуло или грохнуло 70 лет».

Успенский старается успеть везде. В 40 лет он научился рабо­тать на компьютере, в 50 начал изучать английский язык, а в 55 начал учиться петь.

За долгую литературную жизнь писатель создал много та­лантливых книг для детей: сказки, стихи, пьесы, страшилки, комиксы. (Учитель обращает внимание на выставку книг.)

- Какие книги Э. Успенского вы читали? Кто из героев вам особенно понравился?

Книги Э. Успенского для многих из вас стали любимыми. Я думаю, что еще одна встреча с писателем вам не только не помешает, но и принесет пользу.

V.           Работа с текстом стихотворения Э. Успенского «Память»

1. Чтение стихотворения учителем (с. 97).

2. Проверка эмоционального восприятия произведения.

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему? Когда вы улыбались?

3.            Анализ произведения.

- Что можно сказать про героя этого стихотворения? Какой он? Назовите одним словом. (Зазнайка, хвастун.)

- Прочитайте строчки, в которых мальчик ошибался.

4.            Чтение произведения учащимися:

а)           чтение молча (про себя): найти рифмующиеся слова.

б)           чтение «цепочкой»;

в)            чтение скороговоркой;

г)            выразительное чтение.

Прочитайте текст, выделяя голосом перевертыши.

Назовите слова, которые рифмуются.

5.            Творческая работа.

          Придумайте свои перевертыши.

Физкультминутка (под музыку)

Все старались, все читали                                                                          Ходьба на месте.

И немножечко устали.

Вверх поднимем наши ручки                                                                        Поднять руки вверх.

 И  дотянемся до тучки.                                                                           Подняться на носочки.

 Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас, детей!                                                                          Взмахи руками.

Вот к нам солнышко пришло:

 Стало весело, светло.                                                                           Приседания.

Громче музыка играй,

Нас на танец приглашай!                                                                     Прыжки.

VI. Работа в группах

Задание для 1 группы «Заколдованные слова»

          Прочитайте стихи, найдите ошибки.

У ёлки чудесный наряд!

Смотрите, как бутсы (бусы) горят!

На весёлом карнавале Гости в мисках (масках) танцевали.

Если нет скамеек — не беда!

Можно сесть на форточки (корточки) всегда!

К столу мы гостя пригласили, на стол (стул) его мы усадили.

В лыжных тапочках (шапочках) с помпоном

Мчатся лыжники но склонам.

Хоккеист лихой Кирилл:

Плюшкой (клюшкой) р-раз! И гол забил!

Задание для 2 группы

          Прочитайте стихотворение. Найдите ошибки в словах.

Посмотрите — ха-ха-ха!

Не стихи, а чепуха.

Чтобы смысл прояснить,

 Нужно букву заменить.

Я купил пакет зефира (кефира)

 Ради праздничного пира.

Вскрыл пакет — и что же это?

 Он пролился из пакета!

Задание для 3 группы

Прочитайте стихотворение. Найдите ошибки в словах.

По лесу гулял весь день,

Да споткнулся я об тень (пень).

 Очень удивился,

 За ногу схватился.

Шкаф бабуля открывает —

Соль (моль) по комнате летает.

Из трубы, из трубы Валят серые клубы. Э

то в холод, это в стужу

Серый дом (дым) идёт наружу.

Напролёт всю ночку

 Носила мама бочку (дочку).

 Носила и качала,

 Чтобы та молчала.

Задание для 4 группы

— Прочитайте стихи. Определите, какие буквы «заблудились»  и стали не на свои места.

Посмотрите-ка, ребятки, 

Раки (маки) выросли па грядке!

Возле дома на дорожке

 Воробьи клевали брошки (крошки).

Тает снег. Течёт ручей.  На ветвях полно врачей (грачей).

Жучка будку (булку) не доела.

 — Неохота. Надоело.

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

VII.       Проверка выполненных задании

VIII.      Подведение итогов урока

— Наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что вы полю­бите веселые произведения Э. Успенского, Н. Носова, В. Дра­гунского и других писателей.

Еще не все прочитаны страницы,

А мысли за строкой бегут, бегут,

И незаметен мерный шаг минут,

Неслышно луч на новый лист ложится...

И споришь ты с героями и вдруг

 Поймешь, как непроста судьба иная,

И улыбнешься, что-то вспоминая...

С тобою книга. Новый, близкий друг...

IX. Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения Э. Успенского «Память»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: АНДРЕЙ УСАЧЕВ «ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»

Цель: развивать речевое дыхание, умение читать правильно, отчет­ливо произнося звуки; совершенствовать умение читать вслух, молча, по цепочке, по ролям; формировать представление о творчестве А. Уса­чева; развивать умение читать выразительно; создавать условия для активной познавательной деятельности, развития внимания и памяти, обогащения словарного запаса; содействовать формированию правил поведения в отношениях с другими людьми.

Ход урока

I.         Организационный момент

II.        Проверка домашнего задания

1.          Беседа.

Назовите произведении, которые написал Э. Успенский. О чем эти произведении? Чем интересно стихотворение «Память»?

2.         Учащиеся выразительно читают стихотворение Э. Успен­ского «Память».

III.       Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка

1.         Дыхательная разминка.

Упражнение «Цветочный магазин»

2. Артикуляционная разминка. Упражнение «Назойливый комар»

3. Речевая разминка.

Прочитайте скороговорку, отчетливо произноси каждый звук: «Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши».

IV.       Подготовка к восприятию произведения

1. Слово учителя.

        Сегодня у нас будет необычный урок, потому что он по­священ господину Носу. Почему носу? А почему бы и нет! Нос — часть лица, заслуживающая внимания. А сколько существует ин­тересных выражений про нос. Вот и познакомимся с господином Носом поближе.

2. Учащиеся читают стихотворение. «А какой бывает нос?»
Нос, влюблённый в ароматы. Нос претвёрдый, как орех.

Нос поникший, виноватый.    Нос красивый, без огрех.

Нос, закрытый от мороза,      А со стажем он — в морщинах,

Покрасневший, словно роза.  Есть сопящий без причины.

Нос простуженный, сопливый.          Нос начищенный ботинка.

И клюющий нос, сонливый.   А бывает нос с горбинкой.

Носик кверху — задаваки.     Есть округлый, как картошка.

След берущий — у собаки.    Нос мурлыкающей кошки.

Многодырчатый — у лейки.  Нос, который не дорос.

Крючковатый — у злодейки. И, конечно, длинный нос.

Носик пуговкой у детства.     Нос, сующийся без спроса,

А фривольный — у кокетства.           Любопытный, как вопросы.

Нос с лиловым синяком                       А курносый — это что?

С носом мирным не знаком.  Нос, конечно, что ж ещё!

А бывает нос холёный.                          Близнеца нос — нос близнец.

От зелёнки нос — зелёный.   Вот и, кажется, конец.

- Какие бывают носы?

У некоторых людей есть такая отрицательная черта ха­рактера, как чрезмерное любопытство. Это качество становится предметом описания в различных стихотворениях, рассказах, баснях.

V.   Работа с текстом стихотворения А. Усачева «Любопытная Варвара»

1. Чтение стихотворения учителем (с. 98).

2. Проверка эмоционального восприятия произведения.

- Какой вам представляется Варвара? Когда вы улыбались?

3.         Анализ произведения.

- Какие вопросы задает Варвара? О чем говорят эти вопросы? Может быть Варвара не любопытная, а любознательная?

- Что говорит Варваре парод? Почему? Как вы понимаете смысл поговорки «Любопытной Варва­ре на базаре нос оторвали»?

4.         Чтение произведения учащимися:

а)         чтение «цепочкой» по одной строчке;

б)         чтение «цепочкой»  по одному слову;

в)         чтение по ролям.

VI. Викторина «Нос»

- Что означает и как произошло выражение «зарубить на носу»? (Хорошо и надолго запомнить. В древности неграмот­ные люди делали на дощечках зарубки для памяти. Взял чело­век что-то у богатого в долг, для памяти сделал на дощечке зарубки, расколол ее пополам, взял свою половинку и носит ее с собой отсюда и НОС.)

- Если кто-то еще слишком молод, чтобы делать что-либо, заниматься чем-либо, то о нем говорят ...? (Нос не дорос.)

- Какие произведения написал Н. Носов? («Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса» и т. д.)

- Что означает выражение «вешать нос»? (Приходить в уны­ние, отчаиваться, огорчаться.)

- Как сказать «не к чему придраться с «НОСом»? (Комар носа не подточит.)

- Назовите сказочных персонажей, имеющих необычный нос? (Буратино [Пиноккио], Карлик Нос.)

- Что означает выражение «тыкать носом» ? (Назидательно указывать на что-либо, обычно в резкой форме.)

- Как сказать «вмешиваться во что-либо (не в свое дело)» с «НОСом»? (Совать нос не в свое дело.)

- Как сказать «очень мало» с «НОСом»? (С гулькин нос.)

- Как сказать «выйти, показаться с «НОСом ? (Высу­нуть нос.)

- Назовите предсказателя, врача, жившего во времена средневековья, имя которого содержало «НОС» и «УС . (Но­страдамус.)

 - Что означает выражение «водить за нос»? (Обманывать, вводить в заблуждение, обещая что-либо и не выполняя обе­щанного.)

- Как сказать «зазнаваться, важничать, чваниться с «НО­Сом»? (Задирать нос.)

- Как сказать «доказать свое превосходство в чем-либо и перед кем-либо   с «НОСом»? (Утереть нос.)

- Что означает выражение «уткнуть нос»? (Не отрываясь, с увлечением читать, писать и т. д.)

- Как сказать «давать, подавать непочтительно, небрежно с «НОСом»? (Совать под нос.)

Физкультминутка

VII. Работа в группах

Задание для I группы

Отгадайте загадки и шарады.

Задачу ты решишь свободно:

Я — небольшая часть лица.

 Но прочитай меня с конца —

 Во мне увидишь что угодно.

(Нос сон.)

Два яблока во мху

Да морковка наверху. (Брови, глаза и нос.)

Задание для 2 группы

1.          Прочитайте текст.

Каждый предмет, как и человек, имеет свою историю. Есть она и у простого носового платка.

Появился он в Ассирии, где впервые для гигиены носа ста­ли использовать тщательно обработанный лоскуток пергамента. Там же родилось и название «носовой платок».

В Россию носовой платок из Европы завёз Пётр 1. Здесь такой платок называли «ширинкой». Это был квадратный кусок ткани по ширине ткацкого станка 40 на 40 (отсюда название: ширина — ширинка). Кроме ширинок, пользовались утирниками — платками для «утирания» , меньшими по размеру. Напоказ такие платки не выставлялись.

2.         Ответьте на вопросы.

- Где впервые появились носовые платки?

- Как назывались носовые платки в России?

VIII.    Проверка выполненных заданий

IX.       Подведение итогов урока

        С каким произведением вы познакомились сегодня на уроке? Назовите автора.

        Хочется, чтобы вы стали истинными любителями лите­ратуры. С помощью книг мы можем каждый день, каждый час
совершать путешествия то в мир водных пространств, то в мир звезд и планет, можем перемешаться из настоящего в прошлое, побывать в будущем, совершить путешествие в разные страны, получить удивительную информацию о самых простых вещах.

X.         Рефлексия

- Какими новыми мыслями и чувствами вы обогатились?

- Какое задание вам больше всего понравилось?

- Какие трудности вы испытали на уроке?

XI.       Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения Л. Усачева «Любопыт­ная Варвара».

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: ГРИГОРИЙ ОСТЕР «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ». ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «СТРАНА УЛЫБКИ И СМЕХА»

Цель: совершенствовать умение читать вслух, молча, но цепочке, ре­гулируя темп и скорость чтения; формировать представление о творче­стве Г. Остера; обобщить знания по разделу, развивать умение читать выразительно; содействовать развитию речи, литературных и творче­ских способностей, формированию умений коллективной деятельности; способствовать воспитанию самостоятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

Почему и отчего

К нам пришло веселье? 

Это ведь не Новый год

И не новоселье.

 Но не зря нам сейчас

Весело с друзьями.

 Что у нас? Что у нас —  Отгадайте сами!

— Апрель — месяц розыгрышей, месяц юмора, смеха и хоро­шего настроения!

Не теряйте ни минутки,

Смейтесь весело, до слез.

В каждой шутке — доля шутки,

 Остальная часть — всерьез!

II.          Проверка домашнего задания

Учащиеся читают стихотворение А. Усачева «Любопытная Варвара».

          Какова главная мысль стихотворения?

III.           Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка

1.           Дыхательная разминка.

Упражнение «Пушинки на ладошках»

2. Артикуляционная разминка. Упражнение «Насос»

3. Речевая разминка «Добавлялки».

(Отгадки учитель может подсказывать жестами, мимикой или соответствующими картинками.)

РА-РА-РА! РА-РА-РА!                  РА-РА-РА! РА-РА-РА!

Ночью спят вес до ... (.утра).       Дом собаки — ... (конура).

РА-РА-РА! РА-РА-РА!                 РА-РА-РА! РА-РА-РА!

У сластён в зубах ... (дыра).         Детям спички — не... (игра).

РА-РА-РА! РА-РА-РА!                 РА-РА-РА! РА-РА-РА!

Кожа дерева — ... (кори).              Я прихлопнул ... (комара).

РА-РА-РА! РА-РА-РА!                  РА-РА-РА! РА-РА-РА!

Дым поднялся от ... (копира).       Стук в лесу от ... (топора).

IV.         Вступительное слово учителя

          Сегодня па уроке мы отправимся в страну Нескучанию, где не бывает ссор и драк, па небе сияет пять солнц, и после
шоколадного дождя появляются конфетные радуги. Здесь реки те­кут вспять, а деревья растут вверх корнями. В круглых, овальных и треугольных домах живут добрые удивлянцы и гоготанцы. Они дружат друг с другом и не перестают всему радоваться и удивлять­ся. Даже в самом правильном и привычном эти милые человечки видят что-то необычное. Жители Нескучании с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые любят все делать наоборот. Им дают совет: «Умывайтесь по утрам», — они перестают умываться. Говорят: «Здоровайтесь друг с другом», — они прекращают здороваться. Жители Нескучании придумали, что таким детям нужно давать вредные советы. Они сделают на­оборот — и получится как надо.

Григорий Бенционович Остер решил напечатать стихи, кото­рые назвал  «Вредные советы», быстро ставшие одной из люби­мых детских книг. Зачем последовали «Вредные советы-2» и еще большее количество книг. С тех пор автор пользуется большой популярностью среди младших школьников и подростков.

V. Работа с текстом стихотворения Г. Остера «Вредные советы»

1. Чтение стихотворения учителем (с. 101).

2. Проверка эмоционального восприятия произведения.

- Понравились ли вам советы поэта? Чем?

- Почему вы улыбались?

3.           Анализ произведения.

- Как поэт советует относиться к друзьям? Почему не нужно мыть уши и лицо?

- Где нужно есть конфеты? Как нужно относиться к родителям?

- Почему автор назвал свои советы «вредными»? Чего хотел добиться поэт, создавая такие стихи?

4.           Чтение произведения учащимися.

а)           учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;

б)           чтение «цепочкой» по одной фразе (останавливаясь на паузах);

в)           чтение «Ловушка» (читает хорошо читающий ученик, заме­няя некоторые слова, остальные учащиеся называют замену).

Физкультминутка (под музыку) (Имитация движений.)

Мы веселые мартышки.

Мы играем громко слишком.

 Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

Оттопырим ушки,

Хвостик — на макушке.

Шире мы глаза откроем,

А потом закроем.

VI. Викторина «Из каких произведений эти строки?»

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Любопытная Варвара

И без носа — нос сует.

Прибежал медведь

И давай реветь: «Ку-ка-ре-ку!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

5. Я первый раз вижу, чтобы шляпа по комнате ходила.

Ответы: 1. К. Чуковский «Путаница». 2. С. Маршак «Вот какой рассеянный». 3. Г. Остер «Вредные советы». 4. Л. Усачев «Любопытная Варвара». 5. Н. Носов «Живая шляпа».

VII. Работа в группах

Задание для 1 группы

1.            Прочитайте стихотворение про планеропортфель.

С ним грустный —

Вновь весёлый,

Его б купил любой.

Он сам летает в школу

И сам затем домой.

И книжки, и тетрадки прекрасно сохранит.

Осталась лишь загадка: А почему летит?

2. Ответьте на вопрос в конце стихотворения.

3. Нарисуйте Петухопылесос.

Задание для 2 группы «Перевертыши»

- Составьте из предложений перевертыши: Ехала машина мимо дома — дом ехал мимо машины.

Лошадь бежала по дороге — ...

Дерево росло на земле — ...

Мальчик ел мороженое — ...

Старушка мыла кактус — ...

Девочка держала шоколадку — ...

Задание для 3 группы

— Попытайтесь с помощью мимики, жестов и звукоподражания изобразить: а) ежа; б) сову; в) петуха.

Задание для 4 группы

— Это что за ералаш? Я приказываю вам все расставить по местам.

Соедините части предложений.

Кошка  Буратино  Маша  Портной  Кот  Чиж  Рак  Стол

физику учила, шил себе штаны, хвостик свой ловила, все поел блины, накрыт к обеду был, ушами шевелил, летал под облаками, гонялся за мышами.

VIII.        Проверка выполненных заданий

IX.         Подведение итогов урока

          Вот и закончилось наше путешествие по удивительной стране Нескучании.

Пусть будет на сердце у вас веселей,

Пусть будет поменьше ошибок.

Пусть лица друзей

Цветут миллионом улыбок!

Усталости вам я желаю не знать,

Шагая по белому свету,

И жизни счастливой хочу пожелать,

И доброй — как музыка эта.

 (Звучит веселая музыка.)

X.           Рефлексия

- Какие произведения вы хотели бы прочитать еще раз? Почему?

- Какие книги вы бы посоветовали прочитать своим друзьям?

- Чем обогатил вас урок?

XI.         Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения Э. Машковской «Кис­лые стихи».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Приветствие!

Бойтесь, дети, лени  как дурной привычки.  И читайте в день  хоть бы по страничке!